ФЭНДОМ

…наряду с термином, нужно отличать понятие.

В.В. Давыдов.

Движение от синтетичной науки к естественной и обратно.

Надо ли напоминать научному сообществу социоников, что наша наука обязана своим существованием синтезу знаний многих пограничных наук о человеке и информации? Так же трудно будет оспорить, что большую часть теорий и гипотез соционики не представляется возможным доказать без интеграционного сотрудничества с пограничными науками.

Соционика избирательно синтезирует исторические и современные научные открытия, методы из различных областей знаний, что лишний раз доказывает взаимный интеграционный характер наук о человеке и социуме.

С одной стороны основа соционики теория информационного метаболизма не доказуема без использования психофизиологии, нейробиологии и немалого количества сопутствующих им наук и дисциплин в области исследований человека, таких как биохимия, биофизика и ряда других. С другой стороны сегодня соционика не может игнорировать методы и открытия кибернетики и квантовой физики, в области исследований энергии и информации. И первые, и вторые группы наук по отдельности и вместе, так или иначе, занимаются проблемами, пересекающимися с исследованиями типов информационного метаболизма на уровне индивидуума.

Происхождение психотипа, доказательство наследования или передачи родителями определенного ТИМа потомству не доказуемо без участия генетики, антропологии, медицины. Классификацию внешних статичных и динамичных данных связанных с психотипами и темпераментными характеристиками, затруднительно проводить без использования некоторых методов медицины и психологии. Участие психофизиологии в соционике трудно переоценить.

Без знаний в области истории, политологии, социологии, этнологии трудно представить развитие такой крупной и перспективной составляющей соционики как этносоционика. Возможно, что именно понимание определения Л. Н. Гумилева «этносфера» в соционическом аспекте, со временем определит границы, области исследований и применения Соционики. На сегодня можно только угадывать эти границы в огромном и многоликом океане этносферы. Гипотеза, что этносы живут по законам «социона», послужила отправной точкой для этносоционики, привела к пониманию нами «социона» как комплекса базисов и связей в социуме и этносфере на уровне человеческого сознания и коллективного бессознательного.

Не удивительно, что сегодня внутри самой соционики среди лидеров нашей науки нет единодушного согласия и понимания о границах и методах исследований и пока затруднительно дать универсальное и полное определение самого предмета исследования соционики.

На мой взгляд, на пути к такому универсальному определению доступному и обоснованному для других наук может помочь соционический дифференциальный метод. Возможно, стоит пойти по пути разграничения направлений соционики на четыре группы или на 16 + -2 ответвлений в соответствии с Моделью А и уровнями коммуникативных пространств связанных с ее иерархией функциональных блоков?

Нейротипология.

Предпосылки соционической типологии – индивидуальные различия людей, формирующиеся в эволюции и этногенезе. Вероятно, эти различия связанны с генотипом человека и обусловлены законами выживания вида. Важнее для соционики, что обусловленность индивидуального развития человека следствие невозможности расположения двух людей в одной и той же точке пространства в один и тот же момент времени, но при единовременном и локальном контроле параметров среды системой и контроле самой системы сознанием.

Соционическая типология - система гибких, динамичных феноменов, индивидуальных различий людей, по общим комплексным доминантным признакам. Доминантная интеллектуальная особенность строения сознания индивидуумов обозначена в соционике как Тип Информационного Метаболизма.

ТИМ - это вероятностный генетический алгоритм, относительно устойчивое, динамичное состояние функций нервной системы и на их основе сознания человека или группы (интегральный ТИМ) как следствие дифференцирования типа нервной системы человека или группы в связи с индивидуальными особенностями восприятия средовых стимулов и функциональными мотивациями влияния на среду на основе доминанты. Аналог Модели А в теории функциональных систем П.К. Анохина, это Акцептор Результата Действия (АРД). Иначе, соционика полагает, что относительная стабильность и вариативность состояний нервной системы и человека в целом, зависима от ТИМа, как относительно устойчивой системы АРД. Системы признаков ТИМа на различных уровнях и гранях исследований обозначены в соционике и в науках о человеке как генотип, архетип, установка, темперамент, характер, интеллект, личность. Включая в типологию феномены и связи, основанные на реальных зависимостях, соционика не оставляет без внимания случайные и несущественные феномены и связи. Пока в исследованиях социоников не встретились значимые изменения или появление новых признаков устойчивых ТИМов вне объяснимых закономерностей, или факты достаточной устойчивости этих случайных феноменов. Для количественного изменения шестнадцатеричной системы соционической типологии, имя которой Социон на сегодня нет оснований.

В рамках соционики предполагается, что: Появление одного отдельного «семнадцатого» ТИМа или нескольких, а по существу новых одиночных моделей ТИМ мало вероятно. Их должно появиться «сразу» +16 и это будет свидетельствовать о преобладающе мутационной природе человека. Мутации должно способствовать какое-либо изменение материи, поля, времени и пространства, что без катаклизма в среде пока не происходило. Носители моделей “мутантов” должны обладать, либо теми же ТИМами что и «праматери» и «праотцы», но с доминантой противоположенных интегральных знаков потенциалов коры головного мозга человека, либо с изменением свойств тех же функций нервной системы с интровертных на экстравертные и наоборот. Что в отдельных случаях наблюдается у человека с возрастом на нейромедиаторном и гормональном уровнях. Тогда соционики зафиксируют 32 ТИМа, а при условии появления обоих видов изменений одновременно – 64 ТИМа. Предположительно, чтобы обеспечить такое развитие сознания человечества, шесть слоев головного мозга (если сейчас он действительно шестислойный) вероятно «должны наслоиться», для 32-х ТИМов - на 12 слоев, для 64-х - на 24. Не исключено, что 32-х ТИМный Социон, будет способен оперировать космосом как восьмимерным пространством, а Социон 64-х ТИМов – шестнадцатимерным в норме. Причем такое развитие мозга и нервной системы вероятно произойдет, но не обязательно у человека как вида.

Типология соционики на уровне индивидуума формируется из достаточной системы признаков индивидуальности человека: конституции, системы темпераментных переключений, установок на способ действия, функциональных и адаптационных мотиваций, социальных ролей, интеллектуальных особенностей. Приоритеты этой системы могут смещаться и дополняться, но полное исключение какого-либо одного параметра из выше названных, ставит под сомнение исследование как соционическое или исследователя как соционика.

Соционика как наука о Сознании избирательно строится на фундаментальных достижениях биологии, физиологии, психологии, социологии, информатики, философии, истории.

Предмет исследований соционики – человек, группы людей, этносы, этносфера, как биоинформационные коммуникативные системы.

Информационные системы в соционике, такие как функция, блоки функций, ТИМ, группы ТИМов, Социон, для определенного уровня исследования это – единицы восприятия и перевода энергии в информацию и передачи энергии как информации в прогнозируемой адекватной форме для любой другой системы; включая создание систем знаков и целевых носителей информации.

Основа концепции Сознания и Информации в соционике это «Модель А», как первичная абстрактная модель иерархии связей функциональных систем в организме и нервной системе человека, отображающая стабильные состояния уровней самоорганизации и взаимосодействия функций, связанные с осознаваемыми циклами переводов энергии в информацию и обратно.

Модель А демонстрирует систему из четырех уровней: Эго, СуперЭго, СуперИд, Ид преемственно выведенных А. Аугустинавичуте из типологии сознания К. Юнга.

Далее эти уровни Модели А дополняются коммуникативной дистанцией Гуленко: физической, психологической, социальной, интеллектуальной. По сути, эти дистанции, и есть коммуникативные уровни систем Сознания. Модель уровней коммуникации позволяет кратко представить границы областей исследований и концепций нейронаук, участвующих в общем процессе при всем их множестве, разности направлений и сочетаний.

Коммуникативные уровни Модели А как отображение приоритетов определенных наук в исследованиях человека.

2Актуальная модель Ид, физический уровень, - исследуется биологией, антропологией, генетикой, физиологией, преемниками и производными этих наук. Приставки «нейро, психо, био» не меняют сути концепций опорных наук и, благо, естественного научного подхода. Для классификации и типологии на этом уровне исследований применимы понятия и определения: антропологический и генетический типы, фенотипы. Соционика на этом уровне исследований стремится к системному использованию достаточного набора достижений этих наук. Открытой остается проблема адаптации и синтеза инструментария и методов этих наук в спектре интересов соционики.

СуперИд, психологический уровень - как признаки бессознательных и осознаваемых процессов и результатов деятельности нервной системы и мозга человека на основе мотивации, исследуется эклектичным множеством психологий и балансирует на бессистемном количестве концепций психики человека близком критической массе. Помимо упомянутых выше приставок, здесь обильно присутствуют философские, псевдонаучные и антинаучные концепции в силу не исследованности многих феноменов на современных этапах развития науки в целом. Типологии этого уровня опираются на часто не совместимые понятия: тип нервной системы, темперамент, характер, душа, личность как личина, и личность как самость, и включают любые признаки психотипического. Тем самым различного рода психологи в один голос предъявляют претензии на право достаточности в исследованиях какого-либо уровня психики личности. Соционика этот психологический уровень исследований в целом считает одним из многих обязательных, но не достаточных и бессистемно изучающих предпосылки индивидуальности. Выборочно адаптированные к соционическим исследованиям измерительные методы различного рода психологий изначально служат инструментарием соционики.

СуперЭго, социальный уровень - как мотивы, роли, маски исследуется социологией, историей. Здесь присутствует масса неустойчивых концепций из предыдущих базисов «физио» и «психо», а так же необходимые и, или случайные дополнения отдельными явлениями культуры, истории, а так же частными законами экономики, политологии. В социологии типологический подход неустойчив, специализированные классификации носят локальный, временной, частный характер. Отдельные попытки представить единую систему разных уровней исследований в социологии не имеют на сегодня успеха. Тут концепциям, основанным на разностных приоритетах из психологии, истории, политологии, экономики, статистики, культуры закономерно не удается представить общую системную концепцию для прогнозов социальных процессов опять же в политологии, экономике. Интегральная соционика и этносоционика на этом уровне исследований имеет достаточную единую систему интертипных отношений и социотипов. В соционике наработан оптимальный инструментарий для прогнозов влияния отношений на направленность и результаты деятельности групп, обществ, социальных и политических образований и так далее. Такие прогнозы обеспечивает система типологии информационных связей и отношений пар типов, малых групп, интегральных групп (сколь угодно больших). Теория квадр позволяет работать с пространственно-временными изменениями, состояниями и коммуникациями этносов. Базовые модели соционики потенциально способны участвовать в синтезе социальных политико-экономических стратегических прогнозов на любом уровне управления и самоорганизации.

Эго, интеллектуальный уровень. До недавнего времени этот уровень был прероготивным направлением философии. Претензии на эту область исследований ныне временно и условно обоснованы, например, когнитивной психологией в связи с нейробиологией и дифференциальной психофизиологией. Лидерами в этой области исследований закономерно становятся ученые в рамках теории функциональных систем. Однако основаниями для таких интерпретаций в не малой степени служат опять же гуманитарные и философские концепции, ассоциативно и бессистемно возникающие в различных областях и на стыках естественных, гуманитарных наук и оккультных знаний и религий.

Когнитивная психология, увязая во множестве фактов различных когнитивных процессов, при изучении психики как системы определенных когнитивных операций не предоставляет убедительного общего системного подхода. Не смотря на некоторую схожесть моделей в соционике, с моделями, например, Айзенка или Гилфорда, или с логически ограниченными подходами к сознанию в стиле Гёделя, модели сознания соционики полнее и сильнее в объяснительном плане и в аспекте прогнозирования.

Не убедительны и мало результативны сегодня концепции на отдельной базе информатики и кибернетики. Много лет осуществляютсяпопытки диалогов информатики и кибернетики с нейробиологией на уровне поиска взаимно доступных интерпретаций и взаимных интеграций моделей. Отсюда, перспективная, на первый взгляд, тенденция к синтезу нейробиологии, кибернетики, квантовой физики в разработке концепций исскуственного интеллекта. Однако, в наш век, когда от идеи до внедрения один миг, даже «квантовый компьютер» лет десять как не создан. Не знаем мы пока и о массовом производстве чудесных продуктов нейрокибернетики в индустрии информационной техники и носителей информации.

Достаточные в рамках одной науки, даже синтезированной на стыках двух-трех, результаты достижений, интерпретация открытий в то же время не достаточны, не полны и концепции их часто не применимы к целостной системной концепции Сознания, основы которой заложил К. Юнг, на самом деле, гений которого далеко за границами психологии. Соционика, приводя к общей концепции Типологии Сознания готова обосновать необходимость именно такой Типологии, например, для моделирования и создания, как творческих групп, так и искусственного интеллекта с прогнозируемым результатом. Некоторые тенденции. Конечно, позиции соционики в науке сегодня настолько слабы, и результаты применения ее методов мелки, что говорить о месте в исследованиях интеллекта и сознания не имело бы смысла если бы…

Не горстка энтузиастов, специалистов из разных областей науки, которые понимают, что выработать общую концепцию информации и сознания в преемственном и системном синтезе знаний способна только новая наука новыми методами. Концепция, разрабатываемая в соционике, только в потенциале на сегодня более полная в сравнении с концепциями других наук о человеке, так как системно синтезирует для общих теорий информации и сознания основные, но недостаточные по отдельности знания.

Если Юнг создал типологию с приоритетом на сознании для объяснения и исследования бессознательного, то соционика, учитывая этот синтез структур, расширила типологию до фактически достаточной и с опорой на осознаваемое в структуре бессознательного. Соционика имеет приоритет в исследовании и прогнозе познавательных и коммуникативных свойств и возможностей человека. В соотношении коллективного бессознательного и культурно-исторической концепции, основы которой были заложены Л.С. Выгодским, соционика ближе к историческому подходу. Культурно-историческая психология Майкла Коула претендует на положение будущей науки. Эта «будущая» наука уже есть, но не психология, а соционика.

Варианты определений.

Тип Информационного Метаболизма это интегральная характеристика строя функций сознания в вероятностных, относительно стабильных или дифференцированных состояниях, в процессе информационно-энергетического обмена между живыми системами и средой. В соционике приняты следующие основные системы гуманитарных единиц сознания:

ФУНКЦИЯ – информационно-энергетическая единица сознания.

ТИМ – единица сознания, обеспечиваемая системами функций.

Интегральный ТИМ – относительно устойчивая единица

временно-пространственного состояния

группы систем функций

(от малой группы до этносферы).

Социон - система коллективного сознания из шестнадцати

ТИМов достаточная для адекватного отображения

действительности, взаимодействия со средой и

воздействия на среду. Не исключена необходимость обозначения следующего уровня сознания. В связи с необходимыми условиями свободы творчески-познавательной активности и интенциональности любой системы Сознания с тенденцией к трансформации и выходу, или трансмерному переходу на новый уровень измерения космоса, возможно, обозначать новые системы, например, как трансмерный ТИМ. Трансмерный тип сознания, или ТрансТИМ - вероятностная будущая

интегральная единица сознанияСистемы Соционов.

На сегодня Транс типом ИМ предлагаю обозначать так же тип комплекса интегрального типа коллективного бессознательного с определенными типами единиц сознания, а так же комплекс искусственного и естественного интеллекта как единый тип системы. Таким образом, появится возможность расширения сквозной соционической типологии и предпосылки моделирования и прогноза результатов действия неисследованных или неизвестных ныне информационно-энергетических систем.

Такие позиции соционики позволяют прогнозировать так же частные случаи при экспертизе идей и экспериментов на выживание групп. Например. С позиций соционики допустимо утверждать, что идея экспедиции в дальний космос с мало вероятным возвратом на Землю наивна, на том основании, что без формирования команды интегрально составляющей полный Социон экспедиция заведомо обречена на гибель вследствие недостаточных возможностей адаптации к прогнозируемым и случайным влияниям неисследованных сред. А без регуляции межличностных и межквадральных отношений в подобном мини этносе велика вероятность самоуничтожения.

На одном из уровней прогноза соционика предполагает, что:

· рациональные типы сохраняют способность к мутациям при редких для этногенеза, но сложных и кардинальных изменениях среды;

· иррационалы сохраняют способность к частным адаптациям при изменениях среды;

· статики хранят способность адаптации к ландшафтным изменениям, свойствам локации, планеты;

· динамики сохраняют способность адаптации к условиям климата, свойствам атмосферы, космоса.

Одно из возможных Трансмерных заключений.

Конструкции, аппараты, модели искусственных интеллектуальных систем существующих ныне и виртуальные сети и структуры как производные этих систем относятся не более как к носителям информации и специализированным инструментам обработки отдельных объемов информации. Напрашивается предположение, что устойчивая система искусственного сознания не реализуема без учета условий самоорганизации систем. Сомнительны попытки создания подобной системы или установление факта ее создания, например, без самостоятельного достаточного энергоинформационного отображения такой системой среды и, как следствия, самосознания; репродуктивности и эволюционной коррекции своих систем для решения определенных задач; потенциалом к созданию и самостоятельно созданной системой языков, средств и способов коммуникаций с другими системами, обладающими сознанием. То есть, попытки создания жизнеспособной универсальной системы сознания не адекватны без знания законов ее самоорганизации и управления, изучаемых соционикой в комплексе с другими нейронауками.

Соционика способна предоставить множеству нейронаук на уровне общей научной концепции свои модели с учетом интегрального типа каждого отдельного научного направления. Видимая общенаучная цель и задача соционики это создание и адаптация диалектической концепции науки о человеке и человечестве. Крест соционики – упорядочение эклектичных знаний социума и мира науки и установление продуктивных связей между науками в процессах синтеза знания.

На сегодня так же затруднительно однозначно определить, что есть объект, метод, задача и какова цель Соционики. Понятно одно, что уровень соприкосновения, интеграции соционики в науку лежит не в специализированных исследованиях отдельных наук, а на уровне интерпретации общего научного знания. Необходимо, и соционика имеет такую возможность, построение социально-философской модели развития науки. Даже сами соционики не в полной мере осознают, что законы информационного метаболизма в модельных отображениях социона есть один из простых ответов на философский вопрос о смысле жизни.

Некоторые предпосылки рассуждений:

  • Методологический семинар Московского психологического общества:

«Идея деятельности в психологии и методологии», 2 марта 1998года.

  • П.В. Симонов. "Бессознательное", конференция в Тбилиси 1985г.
  • Юбилейная Международная конференция по нейрокибернетике, посвященная 90-летию со дня рождения профессора А. Б. Когана. Ростов-на-Дону. Издательство ООО «ЦВВР» 2002.
  • Л.М.Веккер. ПСИХИКА И РЕАЛЬНОСТЬ. ЕДИНАЯ ТЕОРИЯ ПСИХИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ. Издательство "Смысл". Москва, 1998.
  • Конференции Международного Института Соционики. Киев. 2003, 2004, 2005, 2006, 2007, 2008.
  • Хокинг С. Краткая история времени: От большого взрыва до черных дыр. Пер. с англ. Н. Смородинской. СПб.: Амфора, 2001. - Роберт
  • Антон Уилсон. Квантовая психология. Перевод с англ. под ред. Я. Невструева. К.: «ЯНУС», 1998.

Роман Козин. 2009.

Также на ФЭНДОМЕ

Случайная вики